Яндекс.Метрика

Поделись ссылкой на страницу с друзьями


3 ноября исполняется 140 лет со дня рождения белорусского писателя Якуба Коласа. К юбилею была разработана викторина "Жыццёвы и творчы шлях Я. Коласа". Викторина рассчитана для детей старшего школьного возраста.



Рекомендательный список литературы

«Современные педагогические технологии"

 

1.Алещук, Н.А. Урок русского языка: учимся мыслить критическими: [активизация познавательной деятельности учащихся с помощью методических приемов технологий развития критического мышления через письмо и чтение] /Н.А. Алещук   // Народная асвета, 2018 - №3 - С.19-22

2. Амбражевич, С.М. Компьютер как игрок-партнер / С. М. Амбражевич // Пачатковая школа, 2015 - №8 - С.50-52     

3. Андрилович, И.И. Современный урок - какой он? [использование ЭСО при формировании математических навыков] / И. И.Андрилович // Пачатковая школа, 2015 - №2 - С.6-8     

4. Буторина, И.А. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение твердых и мягких звуков на письме буквами [использование лего-технологий на русском языке во 2 классе] / И.А. Буторина // Пачатковае навучанне, 2017 - №11 - С.39-44

5. Воронина. Л.А. Галактика Интернет [образовательный интернет-сервис И.В. Голодникова в помощь учителю начальных классов] /Л.А. Воронина, И.П. Тихоновецкая // Пачатковая школа, 2015 - №2 - С.4-5

6. Долинский, М.С. Система дистанционного обучения программированию в начальной школе / М.С. Долинский // Пачатковая школа, 2015 - №11 - С.6-9

7. Драница, Н.В. Мастер-класс "Как" перевернуть "уроки физики?" [активное обучение учащихся на уроках физики посредством технологий перевернутого обучения] / Н.В. Драница // Народная асвета, 2018 - №4 - С.62-65

8. Журавель, Н. В. Образовательная практика, научная школа / Н.В. Журавель // Народная асвета, 2018 - №6 - С.11

9. Запрудскі, М. І. Перавернуты ўрок - перспектыўная тэхналогія навучання /М.І. Запрудскі // Пачатковае навучанне, 2018 - №6 - С.5-12    

10. Кашлев, С.С. Проектирование индивидуальной педагогической технологии [повышение уровня профессиональной компетентности педагогов] / С.С. Кашлев // Народная асвета, 2018 - №2 - С.31-34    

11. Король, А.Л . Как разработать эврестическое задание? : [основные компоненты и этапы технологии проектирования и составления заданий открытого типа] / А.Л. Король  // Народная асвета, 2014 - №3 - С.13-15    

12. Кортасова, Е.Г. Профилактический проект "Интернет: технологии безопасности": [психологическое сопровождение учащихся] /Е.Г. Картасова // Народная асвета, 2018 - №3 - С.93-96       

13. Кривальцевич, М.В. Лего на занятиях по интересам / М.В. Кривальцевич // Пачатковая школа, 2019 - №1 - С.42-44    

14. Крискевич, Е.А. От исследовательских навыков - к исследовательским компетенциям: [исследование эффективных педагогических технологий для формирования универсальных умений и навыков учащихся] / Е.А. Крискевич // Народная асвета, 2015 - №10 - С.73-75    

15. Крюковская, Е.Б. Игровые технологии для педагогики будущего: [эффективные пути повышения мотивации и воспитания в школе] / Е.Б. Крюковская // Народная асвета, 2013 - №12 - С.18-20    

16. Макаренко, С. А. Изучаем числа с помощью конструктора "Лего" /С.А. Макаренко // Народная асвета, 2018 - №6 - С.12-13    

17. Медведская, Е.И. Компьютерные технологии в самостоятельной работе учащихся: к проблеме развивающего эффекта / Е.И. Медведская // Адукацыя і выхаванне, 2015 - №6 - С.33-39    

18. Олесеюк, М.М. Современные педагогические технологии в начальной школе: теоретические основы, практическое применение / М.М. Олесеюк // Электронная версия журнала "Пачатковая школа" №11, 2015 - №11        

19. Саломаха, Ж. Н . Лего-приёмы на уроках русского языка и литературы /Ж.Н. Саломаха // Народная асвета, 2018 - №6 - С.13-14

20. Олесеюк, М.М. Современные педагогические технологии: теоретические основы, практическое применение / М.М. Олесеюк // Пачатковая школа, 2015 - №11 - С.61-65

21. Стешиц, Т. Л. Лего-моделирование - способ познания окружающего мира / Т.Л. Стешиц // Народная асвета, 2018 - №6 - С.14-15

22. Темушев, С.Н. Интеллектуальный чемпионат на платформе телевизионной игры: [игровые технологии для   овладения] /С.Н. Темушев // Народная асвета, 2015 - №10 - С.40-42

23. Шербаф, А.И. Облачные технологии   и современный образовательный процесс /  А.И. Шербаф // Народная асвета, 2015 - №12 - С.18-21

24. Шилова, Е.С. Реализация адаптивной технологии обучения на уроках русского языка / Е.С. Шилова // Пачатковае навучанне, 2016 - №12 - С.4-7

25. Якубовская, Т. А.     Перевернутое обучение как средство развития познавательной активности учащихся / Т.А. Якубовская, Т.А. Якубовская // Пачатковае навучанне, 2018 - №6 - С.12-15

26.Мастер-класс "Коммуникативные компетенции, формирующиеся в деятельности": [использование эффективных педагогических технологий в работе учителя иностранного языка] // Народная асвета, 2015 - №8 - С.76-79 

 

 

     

Мифы в сфере образования. Не бывает плохих учеников — бывают плохие учителя

 

      Известный математик Н. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Со временем эти слова преобразовались в указанный миф. Он укоренился настолько прочно, что упоминается едва ли не на каждом школьном педагогическом совете, посвященном подведению итогов успеваемости учеников за четверть или учебный год. И чаще всего его употребляют в том смысле, что в плохих отметках учеников всегда виноват учитель. Таким образом, если буквально воспринимать данное высказывание про учеников и учителей, то можно обвинить учителя и в том, что он не смог подготовить выдающегося художника из ребенка, у которого от природы нет способностей к рисованию. Иными словами, рассуждая по аналогии, педагога приравнивают к заводскому токарю, допустившему брак при вытачивании деталей. Но ведь исходные заготовки у токаря одинаковые. А ученики, с которыми работает учитель?.. Разве не применимы к отдельным из них такие понятия, как непочтительность к учителю, самодовольство, наглость, необязательность, невнимательность, лень?.. И не зря говорят о том, что найти хорошего учителя нелегко, а найти хорошего ученика, к сожалению, — еще труднее. Поэтому в действительности все не так однозначно и просто.

    Никто не отрицает: в каждом человеке есть способность к обучению. У кого-то она отчетливо просматривается, а у некоторых скрыта глубоко. Но даже выдающиеся способности должны быть подкреплены желанием учиться. Тут к месту вспомнить строки, написанные Игорем Губерманом: «На свете ни единому уму, имевшему учительскую прыть, глаза не удалось открыть тому, кто сам не собирался их открыть»...

    Но хороший учитель попытается и в большинстве случаев сможет возобновить (усилить) у школьника стремление учиться (хотя иногда это бывает очень сложно или даже невозможно) и, опираясь на имеющиеся у учащегося способности, будет стараться добиться максимальных успехов в обучении. Плохой же не будет и пытаться что-то делать. В этом и заключается истинный смысл высказывания об учителях и учениках. Но кто гарантирует, что даже у выдающегося учителя после этих неимоверных усилий все без исключения ученики будут показывать высочайшие результаты в обучении и являться образцом поведения?.. К сожалению, и у талантливого педагога будут как сильные, так и отстающие учащиеся.

   Сейчас для большинства родителей основным критерием качества работы учителя является школьная подготовка на уровне «вундеркиндов», в крайнем случае — на уровне, гарантирующем поступление в любой вуз. И они буквально требуют этого от школы. «Нет высоких баллов на экзамене — плохой учитель», — вот их жесткий вердикт. И такие родители не задумываются над тем, что у их ребенка (при отсутствии у него природных данных к постижению конкретного учебного предмета на высоком уровне) без этого учителя баллы были бы близки к нулю.

    Поэтому не обвиняйте педагогов в невысокой успеваемости отдельных учеников, ведь учителя в большинстве своем добились успеха — успеваемость перестала быть низкой. Кстати, вырастить двоечника — здорового, порядочного и стремящегося хоть к маленькой победе — тоже огромный труд. Задумаемся над этим...

                          (В.М. Зданович «Образование: Мифы и реальность»)

 


Цитата для Вас!

«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»

(Дональд Д. Куинн, перевод с английского).

 


Правила педагогической гигиены

1. Пришел в школу – сделай благородное лицо.

2. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.

3. Деньги и педагогика малосовместимы.

4. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.

5. Иди на урок с радостью, выходи с приятной усталостью.

6. Шути до тех пор, пока не научишься.

7. Помни, плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.

8. Приходить на урок следует настолько подготовленным, чтобы знать точно для чего пришел, куда пришел, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.

9. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому- нибудь, считай до миллиона.

10. Старайся кушать каждый день.

11. Люби свою администрацию также, как и она тебя, и ты проживешь долгую счастливую педагогическую жизнь.

12. Никогда не жди похвалы, а старайся сразу же выяснить, как с ней обстоят дела.

13. Люби кого – нибудь помимо школы, и тогда у тебя будет все в порядке.

14. Если к тебе пришли на урок, вспомни, что ты актер, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.

15. Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.

16. Гордись своими ошибками, и тогда с каждым годом у тебя будет их все меньше.

17. Высшим проявлением педагогической успеваемости является улыбка на лицах детей.

18. Если ты умеешь самый обычный факт приподнести как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты сделал.

19. Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.

20. Отдай школе все, а выйдя за стены школы, начни новую жизнь.

21. Постарайся быть всегда здоровым, даже если в это никто не поверит.

22. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: Вон учительница пошла».

23. Не спи на уроке: дурной пример заразителен.

24. Во время опроса изобрази на лице предельный интерес.

25. Помни, если твой голос становится угрожающе хриплым, значит ты делаешь что-то не то.

26. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твое озаряется улыбкой.


Удачный подход к детям. Какой он.

 

Дэвид Льюис (1979) составил для родителей список утверждений, вытекающих из обширного материала по изучению опыта тысяч семей, где имеются одаренные дети. Эти утверждения типизируют удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития.

1.  Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.

2.  Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

3.  Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

4.  Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

5.  Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

6.  Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

7.  Я поручаю ребенку посильные заботы.

8.  Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

9.  Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

10.Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

11.Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

12.Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.

13.Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

14.Я никогда не наказываю ребенка унижением.

15.Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

16.Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

17.Я регулярно читаю ребенку.

18.Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

19.Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

20.Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

21.Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.

22.Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

23.Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

24.Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

25.Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

26.Я   разрабатываю   практические   эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

27.Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.

28.В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

29.Я не хвалю его беспредметно и неискренне.

30.Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

31.Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

32.Я даю ребенку возможность действительно принимать решения,

33.Я помогаю ребенку быть личностью.

34.Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

35.Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

36.Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».

37.Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

38.Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

39.Япредпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Я полагаю, родителям полезно познакомиться с этими утверждениями. Если вы согласны с 20% из них, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90%, пожалуй, вам следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку. Нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития и парниковым выращиванием. Одаренные дети—прежде всего дети. Я твердо верю, что родители, учителя и дети стремятся к тому, что кажется им лучше. А неудачи продиктованы не плохими намерениями, а отсутствием понимания или опыта.

Чтобы уменьшить ваши родительские тревоги и помочь вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, позвольте дать несколько советов.

Во-первых, не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи.

Во-вторых, вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания и искать информацию как в литературе, так и в общении с другими родителями и специалистами.

         В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определить направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы. Кроме того дневниковые записи позволят определить и перегруженность ребёнка некоторыми видами деятельности, которые не позволяют ребёнку импровизировать и мечтать.

         В четвёртых, развивая ребёнка, принимаёте во внимание—способности, возможности и индивидуальность.

         Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой или математической лёгкости или к художественному творчеству являются одним из параметров одарённости.

         Возможности должны включать ранний опыт в той области к которой тяготеет ребёнок, чтобы обеспечить заинтересованность и активность.

         Индивидуальность может способствовать или тормозить развитие способностей и активности в их проявлении (например флегматики—не слишком контактны и общительны и дополнительные занятия в кружках и секциях могут вместо желаемого удовлетворения причинять им одни страдания, в результате чего они откажутся от проявления и развития своих способностей).

         Не менее важным является и процесс двухсторонних отношений между родителями и детьми. Общение с ребёнком должно затрагивать все аспекты жизни ребёнка, включая школу, способности и личные проблемы.

 

Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991.

 

ВУЧАНЬ НЕ ХОЧА  ЧЫТАЦЬ . . .

ПЕДАГАГІЧНЫЯ КАМПРАМІСЫ

Што ж рабіць, калі вучань не чытае, не хоча чытаць?

Дзеці робяць тое, што і дарослыя. Адкажыце сумленна, колькі і якіх кніг вы прачыталі самі, што чыталі апошнім часам і якую кнігу чытаеце сёння. Пачніце чытаць. Выберыце той твор, які вам блізкі. няхай сабе ён будзе невялікі, няхай не ўваходзіць у школьную праграму. Галоўнае — ён павінен быць інтрыгай для вас. Навучыцеся чытаць яго ўголас. Паспрабуйце розную інтанацыю, уявіце, што вы чытаеце гэты твор розным слухачам, можаце запісаць свой голас на магнітафон. I толькі потым прачытайце яго вучням. У кожным класе — першым ці адзінаццатым — вучню хочацца чагосьці незвычайнага, нестандартнага. Падумайце, як падаць гэты твор, да якой гульні далучыць не толькі слухачоў, але і гледачоў: спектакля, віктарыны, аўкцыёна. Якую мэту вы ставіце перад сабой, чаго хочаце дамагчыся трох- або дзесяціхвіліннай дзеяй: слёз, захаплення, перажывання страху, адчування таямніцы? Прадумайце ўсё да дробязяў: пытанні, асвятленне, музыку, дэкор інтэр'ера і вашага адзення. Гэта стварае цэласны вобраз твора, вашага прадмета, вас як асобы і педагога. Бацькі ж могуць вучыцца чытаць разам з дзіцем, далучаць яго да гэтага працэсу, рабіць дзіця сваім вучнем.

Чытанне ўголас (лепш на памяць) толькі ўзмацняе значнасць школьнага прадмета, прывучае да правільнага маўлення і педагога, і вучняў. Адзін з бар'ераў для педагога — гэта "агіда" да твора, бо ён чытаны-перачытаны. Сам настаўнік сумняваецца ў праўдзівасці, актуальнасці аповесці (апавядання), змянілася яго стаўленне да герояў, да аўтара. Я памятаю, як злавіла сябе на думцы, што адразу пасля універсітэта "сімпатызавала" Раскольнікаву (акцэнтавала ўвагу вучняў на гэтым героі). Праз год гаварыла: "Раскольнікаў? Ды ён жа мазахіст!" Яшчэ праз год: "Толькі жоўты Пецярбург!" Праз два гады: "Нас цікавіць толькі Дастаеўскі!" I раптам зразумела, што вучні — кожны год пятнаццацігадовыя, а я змяняюся, змяняецца мае ўспрыманне свету, і гэтае успрыманне я ўкладваю ў пятнаццацігадовых. А калі мне не падабаецца які-небудзь аўтар, але мне трэба пра яго гаварыць? Што тады? Тады вучань ніколі не даведаецца праўды пра боль пісьменніка, тады назаўсёды будзе страчана магчымасць ведаць адказ, якога раптам не дасць жыццё. 3 аднаго боку — нядбайнасць, нявыхаванасць, непрывучанасць НЕ сваіх вучняў, з другога — праца. I даводзіцца ісці на кампраміс.

Кампраміс  матываў. Не заўсёды вучань хоча рабіць тое, што задае яму настаўнік. Таму матывы чытання, вывучэння твора не супадаюць. Настаўнік можа пайсці на маленькую хітрасць: сказаць вучням, што чытаць гэтага паэта не трэба, а трэба толькі зрабіць малюнак да любога яго верша. Івучань у пошуках самага простага верша перагартае ўвесь зборнік. А назаўтра можна гаварыць з класам пра колер і гукапіс у творчасці паэта. Замацаваныя поспехі вучняў спараджаюць упэўненасць у сваіх сілах — "я магу", імкненне да новага спазнання — "я хачу і буду ведаць". I балы тады выконваюць самую малую ролю.

Кампраміс інтарэсаў. Часта вучні кажуць, што твор нецікавы, несучасны, што даўно няма тых ідэалаў і каштоўнасцяў, якія апісаны аўтарам, што цяпер іншы час. Тады настаўнік можа пайсці ад інтарэсаў моладзі і прапанаваць: "Уявіце, што гэты раман (аповесць, апавяданне) чытаюць рэперы, хіпі, байкеры. Раскажыце ад ix імя..." Або можна прапанаваць "зняць" фільм паводле гэтага твора. Фільм можа быць у выглядзе сачынення, асобных аплікацыйных кадраў (калаж, аплікацыя з каляровай паперы), можа быць распісаны па кадрах. Можна ўвесці ў твор новых герояў: сябе, аднакласнікаў, бацькоў, настаўнікаў.

Кампраміс гульні. Адзін з варыянтаў. Вы прыносіце ў клас настольныя гульні: шашкі, шахматы, даміно, карты, лато. Для кожнай гульні свае правілы. Напрыклад для картаў: выберы карту, якая адпавядае герою твора (а героем можа быць нават прадмет адзення, інтэр'ер, аб'ект прыроды), і ад яго імя раскажы пра пачуцці, думкі героя. У адказе павінен гучаць (або ўгадвацца) тэкст твора. "Я, сямёрка чырваў, я сукенка (называецца персанаж)..." Або: запісваецца прозвішча пісьменніка, героя і на кожную літару падбіраецца слова, якое характарызуе яго маўленне, падзеі жыцця і да т. п. Або пачатковыя літары становяцца пачаткам радкоў (акраверш), і мы ствараем оду, санет (радкі, якіх не хапае, або лішнія радкі атрымліваюцца ад унесеных зменаў, што таксама — творчасць), і гэтыя ода ці санет павінны раскрываць фабулу рамана, пачуцці паэта. Калі складана прыдумаць штосьці самім, то можна ўзяць зборнікі гульняў (настольных, рухавых, народных) і перакласці ix на мову урока, г. зн. Напоўніць іншым зместам.

Кампраміс пачуццяў. Як сумна, калі урок пачынаецца словамі "Добры дзень, сядайце, тэма урока... " або "Зірніце на гэты партрэт...". Пачніце ўрок з віктарыны, а па пытаннях і адказах вучні няхай сфармулююць тэму ўрока. Прынясіце "чорную" ("чароўную") скрынку з рэчамі, якія належаць героям. Па алісанні трэба здагадацца, чые яны. Ці падабраць да кожнай рэчы апісанне з тэксту. Або знайсці ў тэксце сцэны (уявіць, калі яны не напісаныя), дзе згадваецца той або іншы прадмет. Выявіце ў біяграфіі пісьменніка "любімую рэч" (шаль, ручку, капялюш, карціну, карабель), і няхай гэта будзе сімвалам урока. Прысвяціце ўрок толькі адной старонцы рамана. Разгледзьце яе, няхай вучні ўявяць лёсы герояў, паразважаюць, чаму твор пачынаецца менавіта з гэтых радкоў, дапіпгуць яго, складуць пытанні, на якія пры чытанні знойдуць адказы. Гэта будзе своеасаблівым прадчуваннем рамана.

Кампраміс дыялогу. Гаварыце з вучнямі пра тыя праблемы, якія ix хвалююць: пра любоў, каханне, сяброўства... Хочацца пайсці ад твора да жыцця, але гэта атрымліваецца не заўсёды. Тады ідзіце ад жыцця да твора. Каб зразумець пачуцці аўтара або героя, трэба заглыбіцца ў падобнае, трэба навучыцца адчуваць. Прапануйце вучням узяцца за рукі, адчуць руку суседа, яго характар, яго свет. Калі не хапае слоў для алісання, падкажыце, напісаўшы на дошцы, на картцы. Няхай школьнікі параўнаюць адчуванні, уяўленні пра жыццё "рукі" з якім-небудзь прадметам. Не пагадзіцеся з крытыкамі, надайце станоўчаму герою адмоўныя рысы і наадварот — апраўдайце адмоўнага. Дайце волю разважанням, спрэчцы. Раздайце маленькія аркушыкі паперы, якія нагадваюць школьныя цыдулкі, і прапануйце вучням задаць вам пытанне, тэму для абмеркавання ў класе. Па-першае, вы здымеце цікаўнасць да вас (настаўнік таксама чалавек), па-другое, вы даведаецеся, чым жывуць школьнікі, што ix хвалюе. Не трэба шкадаваць, што ад урока ўгэтых цыдулках можа нічога не быць. Але ў ix будзе само жыццё, перажыванні прататыпаў і персанажаў. I нават добра, калі вы не будзеце ведаць адказу. Сумесны пошук адказу пакажа, што вы не адзін (адна), што з вамі вашы вучні. Ваша фантазія падкажа вам заданні і практыкаванні. Важна, што мы актывізуем у сабе і ў вучнях Дзіця, здолънае гуляцъ. Калі мы дазваляем гуляць і сабе, вучань бачыць, што ён на роўных з настаўнікам, што настаўнік стаў яго партнёрам. А значыць, разважанні пра жыццё пры дапамозе прачытанага будуць у пазіцыі Дарослага. Калі вучні спраекцыянуюць свае думкі, пачуцці, адчуванні, то хутчэй зразумеюць тэму, кампазіцыю, засвояць мастацкія сродкі твора, а галоўнае — адкрыюць для сябе свет, які дапаможа ў цяжкую хвіліну. Асаблівасць чытання (і пра яе трэба гаварыць з вучнямі) у тым, што чалавек перажывае ўсю гаму пачуццяў, ён можа паўтарыць фразу, загарнуць кнігу, адгарнуць яе зноў, "змяніць" хуткасць падзей. Дзяўчынка і хлопчык гадуюць у сабе жанчыну і мужчыну, якія адчуваюцъ, якія думаюць. Чытанне фармуе самасвядомасць. Гатовыя ж карцінкі вучаць штампам, праграмуюць на пэўныя падзеі, скарачаюць свабоду выбару. Усе вялікія людзі з дзяцінства слухалі казкі, потым самі чыталі мастацкую і навуковую літаратуру. Чытанне дае магчымасць паспрачацца з аўтарам, змяніць свае погляды на жыццё, займець сілу духу Марціна Ідэна, чалавечнасць Маленькага Прынца, пражыць жыццё Эсмеральды і Д'Артаньяна.

Яшчэ адной праблемай робяцца зносіны дзяцей з бацькамі. Мы ўсе разумеем, што чытаць трэба разам з дзецьмі. Дзіця бачыць, хто ў сям'і чытае і што ён чытае. Добра, калі дома ёсць кнігі (праверце, якія, звярніце ўвагу на сваё стаўленне да кніг). Абмяркоўвайце разам у сям'і газетныя і часопісныя артыкулы, прачытаныя творы, дзяліцеся пачуццямі і думкамі з дзецьмі.

Чытаць можна ўсё. Але лепш пачынаць з класікі, г. зн. з узораў. Кожны ўзрост аддае нечаму перавагу. Так, падлеткам нецікавыя апісанні прыроды, шматслоўныя разважанні і павучанні. Вы можаце пачуць ад ix, што гэта неактуальна, што цяпер іншы час. Але калі прыгадаць старажытны папірус, на якім было напісана "Час цяпер іншы: дзеці не слухаюцца бацькоў, і кожны імкнецца напісаць кнігу", то легка зразумець, што дзіця ва ўсе часы застаецца дзіцем. Яно якраз і не мяняецца. Мяняемся мы, дарослыя, бацькі і педагогі. Мяняюцца нашы ўяўленні пра жыццё, пра каштоўнасці. І пра ГЭТА  мы чытаем ці расказваем нашым вучням. Памылковае ўяўленне, што дзецям чытаць нецікава, што ім не-патрэбныя кнігі. "Яму гэта нецікава", — кажам мы. Яму нецікавыя навязаная думка, патрабаванні, загады, тое, што дэманструе ўладу дарослага. Просьбы і ўгаворы таксама нецікавыя, гэта прымушае яго яшчэ больш капрызіць і пярэчыць. Патрэбныя толькі ўласны прыклад і размова на роўных, інакш дзіця чытаць не будзе. Чым вы можаце дапамагчы дзіцяці, у сям'і якога не выконваюцца гэтыя ўмовы? Падарыце вучню кнігу. Арганізуйце абмен кнігамі ў класе. У кожнага павінна быць свая кніга, хоць бы адна. Гэта ён запомнить на ўсё жыццё. Вучыцца ніколі не позна, вучыцца ніколі не сорамна. Звяртайцеся да педагогаў-наватараў па парады, да канкрэтных прыкладаў з жыцця тых, хто змог каго-небудзь навучыць чытанню.

Калісьці я сутыкнулася з гэтай праблемай і пачала з таго, што стала чытаць "Чаму ў Ільіна чытаюць усе" і шукаць свае прыёмы і метады. Не бойцеся эксперыментаваць! Выкарыстоўвайце ў навучальным і выхаваўчым працэсе розную літаратуру, вучыцеся і вучыце чытаць і расказваць седзячы і стоячы на крэсле, ад першай і трэцяй асобы. Чытаць могуць усе, але не ўсе ўмеюць чытаць. Як добра, што мы вучымся пераадольваць цяжкасці, умацоўваючы жаданне навучыць кагосьці нечаму такому, што мы самі ўмеем, бо ў нас ёсць усё, каб адбыцца ў прафесіі, каб быць пачутымі.

 

Надзея АНЦІПАВА,

кандыдат псіхалагічных навук.

 

Одаренные дети

Download
Критерии отбора учителей для работы с одаренными учащимися
Критерии отбора.doc
Microsoft Word Document 28.5 KB
Download
Лидерская одаренность
Лидерская одаренность.doc
Microsoft Word Document 39.0 KB
Download
Памятка учителю-предметнику по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности
Памятка2.doc
Microsoft Word Document 22.0 KB

Download
Памятка классному руководителю по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности
Памятка3.doc
Microsoft Word Document 22.0 KB
Download
Памятка родителям по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности
Памятка4.doc
Microsoft Word Document 24.5 KB
Download
Памятка по организации учебной работы, направленной на развитие творческого начала школьников
Памятка 1.doc
Microsoft Word Document 22.0 KB

Download
Педагогический потенциал ситуации успеха
Пед. потенциал ситуации успеха.doc
Microsoft Word Document 33.5 KB
Download
Педагогическая поддержка одаренных детей с разным уровнем мотивации
Педагогическая поддержка одаренных детей
Microsoft Word Document 55.0 KB
Download
«Поговорим об успехе!» (рекомен¬дации по организации дискуссии)
Поговорим об успехе.doc
Microsoft Word Document 24.0 KB

Download
Принципы работы с одаренными учащимися
Принципы.doc
Microsoft Word Document 26.5 KB
Download
Работа с педагогами
Работа с педагогами.doc
Microsoft Word Document 25.5 KB
Download
Работа с родителями
Работа с родителями.doc
Microsoft Word Document 21.5 KB

Download
Работа с учащимися
Работа с учащимися.doc
Microsoft Word Document 22.5 KB
Download
Роль педагога в стимулировании познавательной активности учащихся
Роль учителя.doc
Microsoft Word Document 119.0 KB
Download
Работа с одарёнными детьми в начальных классах
Р-та в нач. классах.doc
Microsoft Word Document 25.0 KB

Download
СИНДРОМ НЕДОСТИЖЕНЦА (НЕУСПЕШНОГО ОДАРЕННОГО): его причины, предупреждение и способы исправления
СИНДРОМ НЕДОСТИЖЕНЦА.doc
Microsoft Word Document 97.5 KB
Download
Способности одаренных детей
Способности од. детей.doc
Microsoft Word Document 26.5 KB
Download
Тренинг «Алгоритм создания ситуаций успеха»
Тренинг.doc
Microsoft Word Document 41.0 KB

Download
Условия успешной работы с одарёнными учащимися
Условия усп. работы.doc
Microsoft Word Document 27.0 KB
Download
Что способствует успешному учению?
Что способствует успешному учению.doc
Microsoft Word Document 24.0 KB

Download
Требования к современному уроку
требования к современному уроку.doc
Microsoft Word Document 43.5 KB

Анкеты по выявлению степени удовлетворенности жизнью учебного заведения

Download
АНКЕТА «ГОЛОС РОДИТЕЛЯ»
анкета голос родителя.docx
Microsoft Word Document 13.9 KB
Download
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА
анкета выпускника.docx
Microsoft Word Document 17.5 KB
Download
АНКЕТА ДЛЯ ЮНОШЕСТВА
анкета для юношества.docx
Microsoft Word Document 14.4 KB
Download
АНКЕТА «ВАШЕ МНЕНИЕ»
удовлетворенность педагогов
ваше мнение.docx
Microsoft Word Document 14.4 KB
Download
АНКЕТА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОМФОРТНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ»
комфортность.docx
Microsoft Word Document 13.6 KB
Download
анкета патриот.docx
Microsoft Word Document 22.3 KB
Download
диагностика профессиональных установок.d
Microsoft Word Document 17.0 KB
Download
методика иследования мотивов учения.docx
Microsoft Word Document 17.3 KB
Download
проверь свою нервную систему.docx
Microsoft Word Document 16.3 KB

Профориентационная работа в школе

Download
Беседы по профориентации учащихся
Классное руководство Беседы по профориен
Microsoft Word Document 127.5 KB
Download
Классный час "В поисках будущей профессии"
Классное руководство Классный час Профор
Microsoft Word Document 68.5 KB
Download
Все профессии нужны, все профессии важны
Классный час Все профессии нужны, все пр
Microsoft Word Document 46.5 KB

Download
«ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
КЛАССНЫЙ ЧАС
Классный час ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
Microsoft Word Document 40.0 KB
Download
Памятка для родителей по выбору профессии
Памятка для родителей.doc
Microsoft Word Document 24.5 KB
Download
СЛОВАРЬ ПРОФЕССИЙ
СЛОВАРЬ ПРОФЕССИЙ.doc
Microsoft Word Document 353.0 KB
Download
профориентация
профориентация.doc
Microsoft Word Document 190.5 KB
Download
Профориентационная работа в начальной школе
Классное руководство Профориентационная
Microsoft Word Document 39.0 KB
Download
МЕТОДИКА "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ"
профессиональные намерения.doc
Microsoft Word Document 25.0 KB
Download
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ПРОФОРИЕНТАЛОГИ
Microsoft Word Document 90.0 KB
Download
"Моя будущая профессия"
Устный журнал
Клруководство Устный журнал на тему Моя
Microsoft Word Document 48.5 KB
Download
Профориентационные игры
профориентационные игры.doc
Microsoft Word Document 297.0 KB
Download
РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ СРЕДНИХ КЛАССОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ.
Клруководство Рекомендации по профориент
Microsoft Word Document 31.5 KB

Download
Изучение личностных ценностей рабочих профессий
Изучение личностных ценностей рабочих пр
Microsoft Word Document 46.5 KB
Download
Семь шагов к взвешенному решению.doc
Microsoft Word Document 27.0 KB
Download
Что я знаю о мире профессий?
классный час
Классный час.doc
Microsoft Word Document 74.5 KB


Презентации в помощь учителям белорусского языка и литературы

Download
Жанчыны ў гісторыі Беларусі
Вусны часопіс па аповесці “Жыццё Еўфрасінні Полацкай”
Бел літ - Е Полацкая - 8-9 класы.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 765.0 KB
Download
Францішак Багушэвіч
літ - Багушэвіч - 9-11 класы.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 640.0 KB
Download
Запрашаем у тэатр
Я. Купала
“Паўлінка”
літаратура - Запрашаем у тэатр - 8-9 кла
Microsoft Power Point Presentation 6.0 MB
Download
Падарожжа на вострау загадалiя
Урок-падарожжа - Загадкі - Прэзентацыя.p
Microsoft Power Point Presentation 2.9 MB
Download
Прыгажосць знешняя i ўнутраная.
Урок-разважанне паводле паэмы Я. Купалы «Бандароўна».
1.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 9.6 MB
Download
6 клас М.Скобла Е.Полацкая. Бардылёва1 К
Microsoft Power Point Presentation 2.4 MB
Download
Біблія як помнік старажытнага пісьменства і крыніца літаратуры
482_Biblija_urok.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 5.6 MB
Download
Вобразна-выяўленчая роля параўнанняў у паэме Канстанціна Вераніцына “Тарас на парнасе”
486_Taras.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 481.0 KB
Download
Праблемна-модульны падыход пры вывучэнні творчасці К. Крапівы.
676_Krapiva.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 291.5 KB
Download
Рыгор Барадулін
680_Baradulin.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 901.5 KB
Download
Па старонках сямейнага альбома Максіма Багдановіча
Багданов_ч. Сямейны альбом.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 1.8 MB
Download
Францішак Багушэвіч
Багушэвіч - 9-11 класы.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 640.0 KB
Download
"Жыціе Ефрасінні Полацкай".
Асноўныя этапы жыцця беларускай асветніцы
Е.Полацкая-бел. лит и ист. Бел.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 3.0 MB
Download
Якуб Колас(1882 – 1956)
Жыцце Я.Коласа.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 846.0 KB
Download
Янка Купала
Жыццё Янкi Куралы.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 2.2 MB
Download
Выяўленне любові да Радзімы і волі ў вершы М.Багдановіча “Слуцкія ткачыхі”
М. Багдановiч Слуцкiя Ткачыхi.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 974.5 KB
Download
Паняцце пра эпоху АдраджэнняЖыццё і творчасць Фр. Скарыны
Паняцце пра эпоху Адраджэння.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 857.0 KB
Download
Пiмен Панчанка
«Сармацкае кадзiла»
пімен панчанка. сармацкае кадзіла.ppt.pp
Microsoft Power Point Presentation 419.0 KB
Download
Службовыя часціны мовы
Часціца
Прэзентацыя па беларускай мове - Часціца
Microsoft Power Point Presentation 1.9 MB
Download
УРОК – ПЕДАГАГІЧНАЯ МАЙСТЭРНЯ ПА АПАВЯДАННІ УЛАДЗІМІРА КАРАТКЕВІЧА “БЫЛІ Ў МЯНЕ МЯДЗВЕДЗІ”
уладзімір караткевіч. былі ў мянее мядзв
Microsoft Power Point Presentation 1.4 MB
Download
Урокі Уладзіміра Караткевіча
урокі уладзіміра караткевіча.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 252.5 KB
Download
Францішак Бенядзікт Багушэвіч
Францішак Бенядзікт Багушэвіч.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 841.5 KB
Download
Янка Купала Жыццё і творчасць
Я. Колас - Я не паэта, о крый мяне1 ,.pp
Microsoft Power Point Presentation 383.5 KB

Образовательные технологии

Download
Инфо-технология
инфо-технология.rar
compressed file archive 62.5 KB
Download
Ринг-технология
ринг-технология.rar
compressed file archive 157.6 KB
Download
Тайм-технология
тайм-технология.rar
compressed file archive 216.5 KB
Download
Педагогические технологии (схема)
пед. технологии-схема.rar
compressed file archive 63.9 KB
Download
Возможно это вас заинтересует!
Темы по самообразованию классных руководителей
Темы по самообразованию.doc
Microsoft Word Document 36.5 KB

Коллективная творческая деятельность

Download
Календарь традиционных дат и памятных со
Adobe Acrobat Document 260.6 KB
Download
Коллективная творческая деятельность, по
Adobe Acrobat Document 228.1 KB

Download
Коллективное творческое дело в воспитате
Adobe Acrobat Document 181.8 KB
Download
Личностно ориентированное коллективное т
Adobe Acrobat Document 126.1 KB

Download
Система общешкольных ключевых дел.pdf
Adobe Acrobat Document 224.2 KB
Download
Традиционные дела ученического коллектив
Adobe Acrobat Document 387.5 KB

Читаем всей семьей: нестандартные формы работы учителя литературы с родителями и детьми

Супрунова Анна Витольдовна, учитель русского языка и литературы

 

Уже не первый год мы, учителя русского языка и литературы, отмечаем некоторые тенденции: падение престижа и ухудшение навыков чтения среди учащихся, сокращение времени, уделяемого детьми чтению.

ЧТО ДЕЛАТЬ? К сожалению, анализируя материалы периодических изданий, научных конференций, образовательных Интернет-ресурсов по проблемам формирования читательской культуры, замечаю, что активную позицию занимают лишь сотрудники библиотек. А где же школьные учителя? Ведь наша работа не должна ограничиваться рамками урока и программными произведениями. Считаю, что поддержка интереса к печатному слову, поиск, разработка и внедрение эффективных технологий развития творческого семейного чтения – это только совместная деятельность: УЧИТЕЛЬ - БИБЛИОТЕКАРЬ - УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ.

В течение нескольких последних лет возрождение семейного чтения – это одно из постоянных направлений в моей работе как учителя литературы. Хотя всё начиналось с отдельных мероприятий в родном классе, как классный руководитель проводила литературные викторины, поэтические концерты, часто вместе с нами в них принимали участие и родители. И уже чуть позже пришло понимание, что результат будет эффективнее, если работа будет носить системный характер во всех классах, которых преподаю. Так появилась программа «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей».

Цель: Развитие семейного интереса к чтению и книге, поддержка высокого престижа чтения в сознании родителей и их детей.

Основные задачи:
Формирование читательской культуры, устойчивой потребности в чтении, любви к книге.
Привлечь родителей к активной поддержке детского чтения, помочь им построить семейный досуг, общение, сотворчество вокруг чтения.

Кто сказал, что будет легко? Воспитывать увлечённого читателя трудно. Но если за это берутся люди творческие, заинтересованные в успехе, ищущие новые нестандартные способы и пути решения этой задачи, то победа будет за ними. И эта Большая победа будет складываться постепенно из маленьких. Не надо ожидать, что вдруг весь класс сразу станет самым читающим. Терпение, упорство, творчество, энтузиазм - вот те качества, которые нам, учителям литературы, понадобятся на этом тернистом пути.

Сегодня хочу остановиться на инновационных (не побоюсь этого слова) формах работы с родителями в рамках программы «Семейное чтение». Ведь кто как ни они, мамы, папы, бабушки, реже дедушки, заинтересованы в том, чтобы их чада росли начитанными и образованными. Многие родители готовы к сотрудничеству, поэтому первый шаг навстречу обязан сделать учитель литературы.

Практика показывает, что лучше всего начинать работу по возрождению семейного чтения с 5 класса (хотя идеальный вариант с начальной школы). Первое родительское собрание: мамы и папы пятиклассников в ожидании, они волнуются, потому их дети перешли в среднее звено школы. Кто же будет преподавать русский язык и литературу? (Обязательно найдите 10 минут, чтобы встретиться со своими будущими союзниками и партнёрами).

И вот наш звёздный час. Сейчас важно найти нужные слова и убедить родителей ещё раз в том, что один в поле не воин. Пример обращения:

Здравствуйте, уважаемые родители удивительного 5 «А» класса. Я, Супрунова Анна Витольдовна, учитель русского языка и литературы, вместе со мной пятиклассники будут познавать азы русского языка, путешествовать по страницам школьных произведений. Первая учебная неделя показала, что ваши дети очень любознательные и активные. И это здорово! Но, к сожалению, анкетирование, проведённое накануне, выявило, что среди ребят каждый день читают художественную литературу лишь 33%, а активно посещают библиотеку – 29 %, заглядывают в книжные магазины и следят за новинками – 16%. Интерес к чтению падает… НО у нас пока ещё есть время, для того чтобы всё исправить. Согласитесь, в 21веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени. Давайте объединим усилия и поможем нашим детям сформировать любовь к книгам, ведь это – первая ступенька к грамотности и обучению в течение всей их жизни. Метод кнута здесь не годится, поэтому приглашаю вас к сотрудничеству, вместе мы сможем создать самые благоприятные условия для познавательной деятельности детей и предоставить им возможность всеми путями развивать своё чтение. Я считаю, что главный путь широкого приобщения ребят к чтению – это возрождение традиции семейных чтений. Как это сделать? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос , предлагаю вам прийти на тренинги , в ходе которых мы сможем выработать эффективные приёмы, которые будут способствовать приобщению девчонок и мальчишек к регулярному чтению детской литературы. Это будут не лекции, а живые диалоги, споры, эксперименты. Надеюсь на вашу поддержку. О месте и времени встречи сообщу дополнительно. Была рада знакомству. До скорого свидания…

Тренинги проходят в группах по 15 человек, каждый родитель и его ребёнок получают именное приглашение (их помогут изготовить ученики в программе PHOTOSHOP), на первый тренинг пригласить ещё желательно и лично, позвонив по телефону. Взрослые часто сомневаются: « А не будет ли поход в школу пустой тратой времени?» И наша задача – убедить их в обратном, если почувствуем эти сомнения. Занятия проводятся параллельно: в одном кабинете с детьми работает психолог или библиотекарь, в другом – учитель литературы с родителями. По окончании тренинга все получают домашнее задание – творческий семейный проект.
Тренинг 1. «Семейное чтение: ЗАЧЕМ?»

Цель:
стимулировать воображение родителей в поисках собственного понимания семейного чтения
дать возможность мамам и папам осознать свои возможности, способности в воспитании читающего ребёнка

Подготовительный этап: Ручки и карандаши по числу участников; по 5 шляп для каждого участника (белая, красная, чёрная, жёлтая, зелёная).

Процедура проведения:

ЗНАКОМСТВО

Участники группы сидят в кругу. Первым представляется учитель: «Я ... Никто не знает, что я люблю читать…» Остальные участники группы аплодируют. Каждый представляющийся пользуется данным алгоритмом.

Основное содержание: «Шесть Шляп Мышления»*

Во время проведения тренинга все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Учитель остается под синей шляпой: объявляет, что предстоит сделать, следит за процессом, обобщает достигнутое и обозначает новые цели.

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Мы задаемся вопросом: «Семейное чтение. Зачем?»**

Красная шляпа: у участников тренинга появляется возможность рассказать о своих чувствах относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват, что делать.

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам и опасениям, связанным с реализацией программы «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей», защищает нас от безрассудных и непродуманных действий.

Желтая шляпа требует переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы.

Упражнение «Поэма о семейном чтении»

Все участники получают по листу бумаги и ручке. Каждый пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма: «семейное чтение – это…» Учитель собирает у родителей листочки и зачитывает их один за другим как поэму.

Рефлексия:
Что больше всего запомнилось, понравилось в тренинге?
Нужны ли подобные тренинги для родителей?

Творческий проект ( домашнее задание) «Социальная реклама»
Формирование активной творческой позиции у участников тренинга

Создать социальную рекламу на тему «Скажи семейному чтению: ДА!» Рекламный продукт может быть представлен в разных форматах (по выбору участников): рекламный щит, слоган , видеоролик, звуковая реклама , транслируемая по школьному радио и т.д. Позже демонстрация рекламных продуктов проходит в фойе школы, чтобы привлечь внимание родителей и учащихся других классов.
Тренинг 2. «Семейное чтение: Начни с себя!»
Развитие у взрослых стремления понять и изучить себя, осознать свое место в организации семейных чтений
Дать возможность выяснить, каких качеств им не хватает, чтобы стать родителями читающего ребёнка

Подготовительный этап: Бланки опросника для каждого участника и один, выполненный на большом листе; таблички для волшебной лавки «Необычные товары»; листы и ручки.

Упражнение «Имя – качество»

Один из участников, держа в руках мячик, называет своё имя и характерное для себя качество. Затем мячик перекидывается соседу, и тот называет своё имя и качество…

Упражнение «Найди в себе плюсы и минусы»

Каждый родитель получает бланк (фамилия, имя не указываются), который ему предстоит заполнить Качества, которые помогут мне организовать чтение в кругу семьи Качества, которые мне помешают в этом
1. …
2. …
3. … 1. …
2. …
3. …


Затем на доске появляется бланк, выполненный на большом листе, в него вписываются качества, встречающиеся чаще всего.

Упражнение «Волшебная лавка»

А теперь представьте, что существует волшебная лавка, в которой есть весьма необычные вещи: «терпение», «умение слушать», «чувство юмора», «умение найти свободное время», «любознательность», «умение владеть собой» и т.д. Учитель выступает в роли продавца, который продаёт качества в обмен на рассказ покупателя, как он им воспользуется. Например, покупатель просит у продавца «умение находить свободное время». Продавец спрашивает: «Сколько ему нужно? Почему он раньше не приобрёл это качество (помешали телевизионные сериалы, социальные сети или ещё что-то)? »

Упражнение «Ладошка»

Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и пишет на ладошке своё имя, затем на одном из «пальчиков » указывает те качества, которые ему обязательно понадобятся при организации семейных чтений: материнская любовь, целеустремлённость, терпение, понимание и др. Эти листы родители забирают, это будет памяткой на «чёрный день».

Рефлексия
Какие возможности вы видите для организации семейного чтения?
Какие препятствия вы видите?

После окончания тренинга дети и родители торжественно посвящаются в членов семейного клуба «Читающая семья», произносят слова клятвы, получают в подарок первую книжку для семейного прочтения

Семейный проект (домашнее задание): сочинить сказку, в которой бы доказывалось, что «любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.» (Шарль Луи Монтескье)

Все сказки затем оформляются в виде книжек, предлагаются для прочтения в начальной школе, лучшие произведения семейного творчества инсценируются и демонстрируются на фестивале «Мама, папа, я – читающая семья », который проходит в конце учебного года.
Тренинг 3. «Секреты формирования круга чтения детей»

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как и при приобретении нового друга.
Вольтер

Упражнение «На какого литературного героя я похож ? »

Учитель предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающего у него ассоциации с каким-либо литературным героем. При этом надо сказать, кого именно ему напоминает данный участник. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Последний участник , к которому попал мяч, бросает его человеку, от которого мяч был получен и высказывает своё мнение относительно его ассоциации: «Маша, ты сказала, что я похожа на Ассоль, а на самом деле я чувствую себя Золушкой»

Упражнение «Неравные старты »

Участники вытягивают жребий, на них написаны цифры 1, 2, 3, 4. Те, у кого оказалась «единичка» получают повязки на глаза; у кого написана «двоечка», должны сцепить руки на груди; участники со жребием «троечка» не могут во время соревнования передвигаться и вставать со стульев; для тех, кому выпала «четвёрочка» никаких ограничений не предусмотрено.

Испытание 1. Учитель раскладывает на полу бумажные «кочки», чтобы они находились на расстоянии 50 см, участники по очереди перепрыгивают с листка на листок, не касаясь пола. Тот, кто справился успешно, получает стикер.

Испытание 2. Все получают листы бумаги и карандаши. Им даётся задание за 1 минуту нарисовать обложку к книге «Колобок» . В зависимости от качества рисунков участники получают от одного до пяти стикеров.

Испытание 3. Учитель рассыпает по полу стакан сырой фасоли. Родители должны за 1 минуту собрать как можно больше белых фасолин, а красную оставить.

После окончания соревнования суммируются все стикеры , объявляется три победителя, учитель приглашает обсудить результаты соревнований:
Как чувствовали себя участники, чьи возможности были ограничены условиями упражнения?
Как чувствовали себя те, чьи возможности ограничены не были?
Возникало ли желание помочь друг другу?

А теперь представьте на месте участников, чьи возможности были ограничены, нечитающих детей. Возможно, у многих из них есть причины, по которым они не проявляют интереса к чтению: низкая техника чтения, отсутствие домашней библиотеки, информации об интересных книжных новинках, нечитающие родители и т.д. Конечно, у детей это не физические ограничения. Но у вас возникало желание помочь им в преодолении этих трудностей?
Практикум «Как читать вашему ребёнку»

«Пробуждение у детей интереса к чтению зависит не только от литературного материала, но и от подачи его читателям. И ещё больше оно зависит от личности взрослого, взаимодействующего с ребёнком на материале книги. Залог успеха в пробуждении у детей желания читать – способность взрослого … оживлять интерес детей собственным интересом».
И.Н. Тимофеева

Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. И сейчас мы будем учиться читать по ролям, с выражением. (Учитель заранее подбирает 1-2 отрывка из литературных произведений, чтобы каждый присутствующий принял участие в чтении.)

В конце тренинга каждый родитель получает красочно оформленную памятку:
Ежедневно выделяйте время, чтобы читать своему ребёнку.
Создайте спокойную, удобную для чтения обстановку.
Окружайте своих детей книгами, детскими журналами и газетами.
Проводите различные аналогии, чтобы расширять знания. Мозг лучше воспринимает информацию в виде различных ассоциаций.
После прочтения обязательно обсудите книгу (рассказ).

НО не превращайте семейное чтение в зачёты и экзамены:
Помните, что чтение – это театр одного или нескольких актёров, в котором от вас зависит, что останется в душах ваших домашних.
Разыгрывайте с ребенком сценки, играйте в сюжетно-ролевые игры по прочитанной книге.
Рисуйте литературных героев, придумывайте им костюмы, вещи и предметы.
Используйте время, которое вы проводите за рулём, чтобы вместе с детьми послушать аудиокниги.

Или возите с собой материал для чтения, чтобы, стоя в пробках, насладиться печатным словом
Посещайте общественную библиотеку, книжные магазины и ярмарки, внимательно отбирайте книги для своих сыновей и дочерей, учитывая их интересы и возраст.
Отмечайте достижения ребенка, поощряйте его за большие и маленькие достижения.
Вы должны помочь почувствовать своим детям, каково это гордиться своими собственными достижениями и оставаться уверенными в себе, вступая на путь новых открытий.
Не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей; постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку, закрепляет неприязнь к более успешным детям.
Рефлексия:
Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

Семейный проект (домашнее задание): подготовить по ролям выразительное чтение эпизода из любимого произведения для программы «Угадай произведение!»

Уважаемые коллеги! Возможно, кто-то возразит, что всё это нереально, сложно, требует много времени, сил. Но ведь мы не должны ставить перед собой, учениками, родителями только лёгкие цели, не требующие преодоления значительных трудностей.

Дерзайте! Творите! Удивляйте! Добивайтесь! Улыбайтесь! Сотрудничайте!

Литература:
Боно Э. Шесть шляп мышления / Эдвард де Боно ; пер с англ. – Минск, 2006.
Татьяна Степичева «Семейное чтение. Зачем?» из сборника «Школьному библиотекарю о семейном чтении» М., 2007.
Тренинги толерантности / под редакцией Г.У. Солдатовой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.

Flag Counter
Рейтинг сайтов

счетчик посещений
Рейтинг@Mail.ru
продвижение сайта москва, продвижение сайтов недорого